Вопросы-ответы

Государственная регистрация заключения брака

Разъясните порядок государственной регистрации заключения брака с гражданином иностранного государства.

Ответ управления

В соответствии со статьей 156 Семейного кодекса Российской Федерации форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации.

Статьей 25 Федерального закона от 15.11.1997 года №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее - Федеральный закон) установлено, что государственная регистрация заключения брака производится любым органом ЗАГС на территории РФ по выбору лиц, вступающих в брак.

Государственная регистрация заключения брака производится по истечении месяца со дня подачи совместного заявления о вступлении в брак в орган ЗАГС в присутствии лиц, вступающих в брак.

Основанием для государственной регистрации заключения брака в соответствии со статьями 24 и частью 1 статьи 26 является совместное заявление лиц, вступающих в брак, которое подается заявителями в орган ЗАГС по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 года № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния».

В совместном заявлении должны быть подтверждены взаимное добровольное согласие, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. Кроме того, в таком заявление должны быть указаны:

- фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность (указывается по желанию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из лиц, вступающих в брак;

- фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак;

- реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак.

Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака необходимо предъявить:

- документы, удостоверяющие личности вступающих в брак;

- документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее;

- квитанцию об уплате государственной пошлины.

Пунктом 2 статьи 156 Семейного кодекса установлено, что условия заключения брака для иностранного гражданина определяются законодательством государства, гражданином которого он является.

Таким образом, кроме вышеперечисленных документов, гражданину иностранного государства необходимо представить в отдел ЗАГС справку компетентного органа своего государства о том, что препятствия для вступления в брак у него отсутствуют.

Кроме того, в соответствии со статьей 7 Федерального закона документы иностранных граждан и лиц без гражданства, выданные компетентными органами иностранных государств и предъявленные для государственной регистрации актов гражданского состояния, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, и переведены на государственный язык Российской Федерации (русский язык). Верность перевода должна быть нотариально удостоверена.

Согласно пункту 1 статьи 333.26 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства, взимается государственная пошлина в размере 350 рублей.

Какие документы необходимо предоставить в отдел ЗАГС для подачи заявления о заключении брака.

Ответ управления

Совместное заявление о заключении подается в письменной форме в любой отдел ЗАГС.

При подаче заявления должны быть представлены:

1. Документы, удостоверяющие личности, вступающих в брак;

2. Документы о прекращении брака, если лицо (лица) состояли в браке ранее;

3. Разрешение на вступление в брак, выдаваемое органами местного самоуправления по месту жительства лица в возрасте от 16 до 18 лет;

4. Квитанция об уплате госпошлины в размере 350 рублей.

Порядок выдачи повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния.

Утрачено свидетельство о рождении, как можно получить повторное и какие документы при этом необходимы.

Ответ управления

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – Федеральный закон) в случае утраты повторные документы о государственной регистрации актов гражданского состояния выдает орган записи актов гражданского состояния, в котором хранится первый экземпляр записи акта гражданского состояния.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона повторное свидетельство о государственной регистрации актов гражданского состояния выдается:

- лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;

- родителям в случае, если лицо, в отношении которого была составлена запись акта о рождении, не достигло ко дню выдачи повторного свидетельства совершеннолетия (по достижению ребенком совершеннолетия его родителям (одному из родителей) по их просьбе выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка).

В связи с этим, необходимо направить письменные заявления непосредственно в отдел ЗАГС по месту государственной регистрации актов гражданского состояния.

Документы будут направлены в отдел ЗАГС по месту жительства заявителя (адрес отдела ЗАГС необходимо указать в заявлении).

При получении необходимо при себе иметь документ, удостоверяющий личность, квитанцию об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий правомочность на получение повторного свидетельства (нотариальная доверенность и др.).

В соответствии со статьей 333.26 Налогового кодекса Российской Федерации за выдачу повторного свидетельства предусмотрена государственная пошлина в размере 350 рублей.

Брак расторгнут, необходимо подтвердить добрачную фамилию. Как получить повторное свидетельство о заключении брака.

Ответ управления

В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – Федеральный закон) лицам, расторгнувшим брак – свидетельство о заключении брака не выдается. По просьбе указанных лиц им выдается иной документ, подтверждающий факт государственной регистрации заключения брака (справка о заключении брака).

Документ, подтверждающий факт государственной регистрации заключения брака (справку) выдает орган ЗАГС по месту хранения первого экземпляра записи акта, то есть тот орган ЗАГС, в котором производилась государственная регистрация заключения брака.

В соответствии со статьей 333.26 Налогового кодекса Российской Федерации за выдачу физическим лицам справок из архивов органов ЗАГС уплачивается государственная пошлина в размере 200 рублей.

Согласно статье 333.39 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются физические лица за выдачу справок о регистрации актов гражданского состояния для представления в уполномоченные органы по вопросам назначения либо перерасчета пенсий и (или) пособий.